Ю. Н. ХОЛОПОВ
Статьи

1950-60 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2010 | 2020| энциклопедии

  1. Музыка в журнале "Смена" // Советская музыка. 1954, №   1
  2. Наблюдения над современной гармонией // Советская музыка. 1961, №  11; Muzica (Bucuresti). 1962,№ 2 (на рум. яз.); Probleme de muzica (Bucuresti). 1962,№ 2 (на рум. яз.)
  3. О современных чертах гармонии Прокофьева [1958-1960] // Черты стиля Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1962
  4. Проблема основного тона аккорда в теоретической концепции Хиндемита [1958-1960] // Музыка и современность. Вып. 1. М.: Музыка, 1962; Probleme de muzica (Bucuresti). 1963, № 6 (на рум. яз.)
  5. О теории Хиндемита // Советская музыка. 1963, № 10, с.41-50
  6. Прокофьев С. С. Симфония № 5 // Советская музыка в переложении для ф-но в 4 руки: Хрестоматия. Вып. 1. М.: Музыка, 1963
  7. Учить современной гармонии // Советская музыка. 1965, № 9 (публикация с "идеологическими" сокращениями; в полном виде опубликована в 2008, в сб.: Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008)
  8. Ладогармоническая система Мессиана [1961] // Советская музыка. 1965, № 10
  9. Формообразующая роль современной гармонии // Советская музыка. 1965, № 11
  10. Пауль Хиндемит и его Ludus tonalis // Хиндемит П. Ludus tonalis. М.: Музыка, 1965; М.: Музыка, 1980 (новая ред.)
  11. [Вступ. статья и примечания к нотному изданию] // Пьесы для фортепиано композиторов XX века. М.: Музыка, 1966
  12. Мясковский Н. Я. Симфония № 5, чч. I и II; Симфония № 21; Симфониетта № 2, чч. III и IV; Симфония № 27 // Советская музыка в переложении для ф-но в 4 руки: Хрестоматия. Вып. 5. М.: Музыка, 1966
  13. Обзор зарубежной литературы о гармонии за 1963-1964 гг. // Советская музыка. 1966, № 10
  14. О трех зарубежных системах гармонии // Музыка и современность. Вып. 4. М.: Музыка, 1966; Пекин, 1987 (на кит. яз.)
  15. С. С. Богатырев // Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории. М.: Музыка, 1966
  16. Современная музыка в курсе анализа музыкальных произведений // Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 1. М.: Музыка, 1966, с. 70-102
  17. Диатонические лады и терцовые хроматические системы в музыке Прокофьева // От Люлли до наших дней. М.: Музыка, 1967; статья перепечатана (с сокращениями) в сб.: Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 228-252
  18. Классические структуры в современной гармонии // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 1. М.: Музыка, 1967, с.91-128.
  19. Сквозное развитие в гармонических структурах сочинений Прокофьева // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 1. М.: Музыка, 1967, с.391-423.
  20. Изменение на понятието хармония в музиката на XX век (Изменение понятия гармонии в музыке XX века) [1966] // Българска музика (София). 1967, № 4 (на болг. яз.); Beiträge zur Musikwissenschaft (Berlin).1967, H.3-4 (расширенный вариант болг. статьи)
  21. Об одном принципе школы И. В. Способина // И. В. Способин. Музыкант. Педагог. Ученый. М.: Музыка, 1967
  22. [Способин]: Лекции и практические задания по гармонии (на материале студенческих записей) // И. В. Способин. Музыкант. Педагог. Ученый. М.: Музыка, 1967
  23. Шапорин Ю. А. Оперно-ораториальная музыка // Советская музыка в переложении для ф-но в 4 руки: Хрестоматия. Вып. 8. М.: Музыка, 1968
  24. (соавтор - Т. Мюллер) Musikwissenschaftliche Institutionen in der Sowjetunion. Berichte (О теоретико-композиторском факультете Московской консерватории) // Beiträge zur Musikwissenschaft (Berlin). 1968, H.1/2 (на нем. яз.)
  25. Musikwissenschaftliche Institutionen in der Sowjetunion. Berichte (О работе издательства "Музыка". Книжная редакция) // Beiträge zur Musikwissenschaft (Berlin).1968, H.1/2 (на нем. яз.)
  26. Баташов К. К. Концерт для девяти инструментов памяти Стравинского // Баташов К. К. Концерт для девяти инструментов памяти Стравинского. М.: Музыка, 1972
  27. Лекции по курсу гармонии И. В. Способина // И. В. Способин. Лекции по курсу гармонии. М.: Музыка, 1969, с. 3-8
  28. С. С. Богатырев // Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М.: Музыка, 1970
  29. 1970-е

  30. Sowjetische Musikästhetik der Gegenwart (Советская литература 60-х годов по музыкальной эстетике) // Musik und Bildung (Mainz). 1970, H. 9 (на нем. яз.)
  31. Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана [1965] // Музыка и современность. Вып. 7. М.: Музыка, 1971, с. 247-293; Res facta (Krakow). 1973, № 7 (на польском яз. в сокр.)
  32. Принцип классификации музыкальных форм [1967] // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М.: Музыка, 1971, с. 65-94
  33. Понятие модуляции в связи с проблемой соотношения модуляции и формообразования у Бетховена [1968] // Бетховен. Сб. статей. Вып. 1. М.: Музыка, 1971
  34. Семен Семенович Богатырев. Биографический очерк // С. С. Богатырев. Исследования. Статьи. Воспоминания. М.: Сов. композитор, 1972
  35. (соавтор - В. Агафонников) Музыкальные сочинения С. С. Богатырева // С. С. Богатырев. Исследования. Статьи. Воспоминания. М.: Сов. композитор, 1972
  36. Об эволюции европейской тональной системы [1965] // Проблемы лада. М.: Музыка, 1972, с. 35-76
  37. Проблемы диатоники и хроматики [Рец. на кн.: Котляревский И. Дiатоника i хроматика як категорii музичного мисленя. Киiв, 1971] // Советская музыка. 1972, № 10
  38. Творчество Прокофьева в советском теоретическом музыкознании [1967] // С. С. Прокофьев. Статьи и исследования. М.: Музыка, 1972, с. 299-332
  39. К problemu hudebnïho vnïmanï (К проблеме музыкального восприятия) // Hudebnï rozhledy (Praha). 1972, № 12 (на чеш. яз.)
  40. К проблеме логики музыкального мышления [1972] // Точные методы и музыкальное искусство. Ростов-на-Дону, 1972; перепечатана в сб.: Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 220-227
  41. Выразительность тональных структур у П. И. Чайковского [1965] // Проблемы музыкальной науки. Вып. 2. М.: Сов. композитор, 1973, с. 89-102
  42. Дни музыки в Брно [1972] // Советская музыка. 1973, № 4. Соавт. Е. Овчинников
  43. Die Spiegelsymmetrie in Anton Weberns Variationen für Klavier op. 27 (Зеркальная симметрия в Вариациях Веберна ор. 27) [1971] // Archiv für Musikwissenschaft (Wiesbaden). 1973, H. 1 (на нем. яз.); Музикални хоризонти (София). 1981, №№ 1-2 (на болг. яз); Музикални хоризонти (София). 1985, №№ 19-20
  44. Игорь Владимирович Способин [1973] // Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М.: Музыка, 1974
  45. Концертная форма у Баха [1968] // О музыке. Проблемы анализа. М.: Музыка, 1974
  46. "Musica slavorum" [1973] // Советская музыка. 1974, № 6, с. 119-122
  47. Об общих логических принципах современной гармонии [1972-1973] // Музыка и современность. Вып. 8. М.: Музыка, 1974; Probleme und Konzeptionen. Leipzig, 1977 (на нем. яз.)
  48. Патриарх советской музыкальной науки: К 80-летию Ю. Н. Тюлина [1973] // Советская музыка. 1974, № 1, с. 30-32
  49. Игорь Владимирович Способин: к 75-летию со дня рождения // [газ.] Советский музыкант. МГК. 27.05.1975
  50. К problemu "narodniho" anebo co je ruskeho v ruske hudbe (К проблеме национального в музыке. Русское в русской музыке) [Доклад на коллоквиуме "Идея национального в развитии мировой музыки" в Брно (Чехословакия) в рамках VIII Международного муз. фестиваля 02.10.73] // Opus musicum (Brno). 1975, № 2 (на чеш. яз.); на рус. языке статья опубликована в сб.: Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 146-157
  51. Symmetrische Leitern in der Russischen Musik (Симметричные лады в русской музыке) [1973] // Die Musikforschung (Kassel). 1975, H. 4 (на нем. яз.)
  52. Ц. Когоутек и его книга "Техника композиции в музыке XX века" // Когоутек Ц. "Техника композиции в музыке XX века". Пер. с чеш. яз. К. Иванова. Общая редакция и комментарии Ю. Рагса и Ю. Холопова. М.: Музыка, 1976. Соавт. К. Иванов, Ю. Рагс
  53. Бетховенский конгресс – 1977 // Советский музыкант. МГК. 26.04.1977
  54. Чествование Бетховена – 1977 // Советская музыка. 1977, № 9. Соавт. Н. Фишман, А. Климовицкий
  55. Часть текстов Программы по Анализу музыкальных произведений [В разделе 2 - тема 18 (формы барокко), часть темы 25, часть темы 28, Приложение (формы до XVII века). Недопущенные к печати разделы см. в cтатье: Музыка XX века в вузовском курсе анализа музыкальных произведений] // Анализ музыкальных произведений. Программа-конспект. Для историко-теоретических ф-тов муз. вузов. М.: Метод. каб. Мин. культуры СССР, 1977. Сост.: Е. В. Назайкинский, В. А. Цуккерман, Г. В. Григорьева, И. В. Лаврентьева, М. С. Филатова, В. Н. Холопова, Ю. Н. Холопов.
  56. Метрическая структура периода и песенных форм [1974] // Проблемы музыкального ритма. М.: Музыка, 1978, с. 105-163; Музикални хоризонти (София). 1985, №№  17-18 (на болг. яз.)
  57. Мировое признание (Отмечая юбилей З. Лиссы) // Советская музыка. 1978, № 10, с. 107-110
  58. "Музыка и язык". Музыкальный анализ [по материалам семинара в ГДР, посвященного творчеству Стравинского, 1977] // Советский музыкант. МГК. 20.02.1978
  59. Ю. Н. Тюлин // Советский музыкант. МГК. 24.05.1978
  60. Канон. Генезис и ранние этапы развития [1975] // Теоретические наблюдения над историей музыки. М.: Музыка, 1978, с. 127-157
  61. Функциональный метод анализа современной гармонии [1974] // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 2. М.: Музыка, 1978, с. 169-199; Музикални хоризонти (София). 1985, №№ 17-18 (на болг. яз.)
  62. Modulation und Formbildung. Zur Analyse des Allegretto scherzando aus der Sinfonie № 8 F-dur von Beethoven (Модуляция и формообразование. К анализу Allegretto scherzando из 8 симфонии, F-dur, Бетховена) [Доклад на конгрессе "Beethoven Ehrung 1977" в Берлине, март 1977] // Bericht über den Internationalen Beethoven-Kongress Berlin - 1977. Leipzig, 1978 (на нем. яз.)
  63. Заметки из концертных залов, библиотеки [Впечатления о музыкальной жизни Будапешта, окт. 1978] // Советский музыкант. МГК. 28.03.1979
  64. Музыкально-эстетические взгляды Х. Шенкера // Эстетические очерки. Вып. 5. М.: Музыка, 1979, с. 234-253
  65. Полиаккордика в гармонии Прокофьева [1970] // Studia Musicologica. Aesthetica, theoretica, historica. Krakow, 1979, с. 95-108 (на рус. яз.)
  66. Проблематика и метод исследования (Отмечая 70-летие Т. Н. Ливановой) // Советская музыка. 1979, № 5, с. 77-81. Соавт. Ю. Евдокимова
  67. Развитие элементарных навыков научной работы при написании курсовых работ по анализу музыкальных произведений [1972] // Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 2. М.: Музыка, 1979, с. 58-64
  68. Пособие к написанию курсовых работ по анализу музыкальных произведений [1970-1971] // Там же, с. 65-83
  69. 1980-е

  70. Музыка XX века в вузовском курсе анализа музыкальных произведений [1977] // Современная музыка в теоретических курсах вуза. Сб. трудов Института им. Гнесиных. М., 1980
  71. Проблемы неоклассицизма [Обзор докладов Международного коллоквиума в Праге] // Советский музыкант. МГК. 16.01.1980
  72. Rusky neoklasicismus: Neoklasicke tendence u Prokofjeva a Sostakovice (Русский неоклассицизм. Неоклассические тенденции у Прокофьева и Шостаковича) [Доклад на коллоквиуме в Праге 11-13 декабря 1979] // Hudebni veda (Praha). 1980, № 4 (на чеш. яз.)
  73. Обновление курса гармонии // Советский музыкант. МГК. 17.06.1980
  74. Проблема новой тональности в русском и советском теоретическом музыкознании [1976] // Вопросы методологии советского музыкознания. М.: МГК,1981, с. 100-126; статья перепечатана в сб.: Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 199-219
  75. Проблемы истории и теории музыки в трудах Т. Н. Ливановой [1978] // Т. Н. Ливанова. Из истории музыки и музыкознания за рубежом. М.: Музыка, 1981. Соавт. Ю. Евдокимова
  76. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления [1972: стенограмма лекции] [1977: расширенная версия] // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Сов. композитор, 1982, с. 52-104; Музикални хоризонти (София). 1985, №№ 19-20 (на болг. яз.)
  77. Иоганну Себастьяну Баху посвящается [Музыковедческий коллоквиум в Лейпциге, 1982] // Советский музыкант. МГК. 13.01.1982
  78. Модальная гармония: Модальность как тип гармонической структуры [1975] // Музыкальное искусство. Общие вопросы теории и эстетики музыки. Проблемы национальных музыкальных культур. Ташкент: Изд-во лит-ры и искусства им. Г. Гуляма, 1982, с. 16-31
  79. [Предисловие к изданию] // Современные проблемы теории формы и гармонии в советском и зарубежном музыкознании: Науч. реф. сборник "Музыка". М.: Б-ка им. В. И. Ленина. НИО Информкультура. 1982. Вып. 1
  80. Проблемы вузовского специального курса [гармонии] // Советский музыкант. МГК. 2.06.1982
  81. Современные задачи. О музыкально-теоретическом образовании композиторов [1978] // Советская музыка. 1982, № 2, с. 72-77
  82. "Odipus Rex" von Igor Strawinsky ("Царь Эдип" Игоря Стравинского) [1977] // Akademie der Künste der DDR. Arbeitshefte. Sektion Musik. Bd. 35. Berlin, 1982 (на нем. яз.)
  83. Кто изобрел 12-тоновую технику? [октябрь 1980] // Проблемы истории австро-немецкой музыки. Первая треть XX века. Сб. трудов Института им. Гнесиных М., 1983, с. 34-58
  84. Поют студенты Московской консерватории // Советский музыкант. МГК. 2.11.1983
  85. У музыковедов первого курса // Советский музыкант. МГК. 7.09.1983
  86. Prinzipien der musikalischen Formbildung bei J. S. Bach // Beiträge zur Musikwissenschaft (Berlin). 1983. H. 2 (на нем. яз.); перевод на болгарский в журнале: Музикални хоризонти (София). 1986, № 5; вторая, расширенная редакция статьи (на русском языке): Структура баховской фуги в контексте исторической эволюции гармонии и тематизма [1999] // Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения. Науч. труды МГК. Cб. 37. Москва, 2003
  87. Антон Веберн [1973] // Музыка XX века. Очерки. В 2-х чч. 1890-1945. Ч. 2: 1917-1945. Кн. 4. М.: Музыка, 1984, с. 445-466. Соавт. В. Холопова
  88. О книге С. Фейнберга // Фейнберг С. Судьба музыкальной формы. М.: Музыка, Сов. композитор, 1984. Соавт. С. Раппопорт
  89. Как да се пее новата музика на XX век. Опит да се демонстрира методиката на единогласието (Как петь новую музыку XX века. Опыт демонстрации методики одноголосия) [1979] // Проблеми на образованието по изкуствата и культурата (София). 1984, № 2 (на болг. яз.); Воспитание музыкального слуха. М.: Музыка, 1985, с. 59-85
  90. Зачет по гармонии // Советский музыкант. МГК. 22.02.1984
  91. Научные начинания // Советский музыкант. МГК. 5.09.1984
  92. Художественият образ и параллелните квинти. Опит за разграничаване на теоретичното музикознание от херменевтиката (Художественный образ и параллельные квинты. Опыт разъединения теоретического музыкознания и герменевтики) [1980] // Музикални хоризонти (София). 1984, № 7 (на болг. яз.)
  93. Sowjetische Musikwissenschaft in den sechziger und siebziger Jahren (Советская музыкальная наука 60 – 70-х годов) [1979] // Akademie der Künste der DDR. Arbeitshefte. Sektion Musik. Bd. 37. Berlin, 1984 (на нем. яз.)
  94. К проблеме музыкального анализа [1974] // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6. М.: Сов. композитор, 1985, с. 130-151; Музикални хоризонти (София). 1985, №№  17-18 (на болг. яз.)
  95. О гармонии Г. Шютца [1983] // Генрих Шютц. М.: Музыка, 1985, с. 133-177
  96. Die Musik Anton Weberns (Музыка Антона Веберна) // Kunst und Literatur. Berlin. 1985, № 5 (на нем. яз.). Соавт. В. Холопова
  97. Edison Denissovi muusika (Музыка Эдисона Денисова) [1983] // Teater. Muusika. Kino. Tallinn, 1985, № 8 (на эстон. яз.)
  98. Музыкальный язык Шостаковича в контексте направлений музыки XX века [Доклад на науч. симп. в Кёльне, февр. 1985] // Kölner Beiträge zur Musikforschung. Bd. 150. Regensburg, 1986 (на нем. и рус. языках); перепечатана в сб.: Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 280-289
  99. Назревшая необходимость [О платном ксерокопировании в библ. МГК] // Советский музыкант. МГК. 5.03.1986
  100. Не для школы, а для жизни мы учимся [Заглавие автора: Non scholae, sed vitae discimus] // Советский музыкант. МГК. 8.01.1986
  101. О понятии "симфонизм" [Доклад на конф. в честь 100-летия со дня рождения Б. В. Асафьева, сентябрь 1984, СК] // Б. В. Асафьев и советская музыкальная культура. М.: Сов. композитор, 1986, с. 186-204
  102. У наших друзей [Впечатления о конф., посв. Шостаковичу] // Советский музыкант. МГК. 16.04.1986
  103. La musique d'Edison Denisov (Музыка Эдисона Денисова) // В буклете к премьере оперы "Пена дней" в Opera-Comique. Paris, 1986, p. 18-19 (на франц. яз.)
  104. Die Harmonik im Frühwerk Strawinskys (Гармония в ранних сочинениях Стравинского) [1981] // Beiträge zur Musikwissenschaft (Berlin). 1986, H. 4 (на нем. языке; на рус. языке опубликована в 2022 г. под заголовком "Гармония в сочинениях Стравинского русского периода творчества")
  105. Музыка XX столетия и социальный прогресс [Науч. конф. в рамках фестиваля "Пражская весна" – 1987] // Советский музыкант. МГК. 17.06.1987. Соавт. Н. Гаврилова
  106. Тринадцать дней в США // Советский музыкант. МГК. 25.11.1987
  107. [О развитии советского музыкознания] (Интервью) // [газ.] Rovnost (Praha). 10.10.1987 (на чеш. яз.)
  108. "Странные бемоли" в связи с модальными функциями в русской монодии [апрель-май 1982] // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Л.: Мин. культуры РСФСР, 1987; Школа знаменного пения. Москва, 2000, № 2, с. 4-15
  109. В поисках новой красоты. Творчество Эдисона Денисова: Музыка и идеи // Музыка в СССР. 1988, Янв.-март, с. 19-24 (на рус. и англ. яз.)
  110. Нововенская школа. Современная музыка в Дрездене // Советский музыкант. МГК. 23.11.1988. Соавт. В. Холопова
  111. Памяти великого мыслителя. Некролог А. Ф. Лосеву // Советский музыкант. МГК. 22.06.1988
  112. Проблемы гармонии XX века // Советский музыкант. МГК. 13.01.1988
  113. Рок без общего знаменателя // Советская культура. 16.08.1988 [фрагмент опубл. на болг. яз. статьи: Музика Р-Т-С]
  114. Стремление к высокой красоте [О музыке Э. Денисова] // Музыкальная жизнь. 1988, № 12, с. 11-12 [опубл. редакцией под неверным названием: "Стремление к высокой простоте"]
  115. Теоретическое музыкознание как гуманитарная наука. Проблема анализа музыки. Полемическая статья первая [1977] // Советская музыка. 1988, № 9, с. 73-79
  116. Теоретическое музыкознание как гуманитарная наука. Проблема анализа музыки. Полемическая статья вторая [1978] // Советская музыка. 1988, № 10, с. 87-93
  117. Hauptrichtungen der sowjetischen musikwissenschaftlichen Forschung in den achtziger Jahren (Главные направления исследования музыки в СССР в 80-е годы) // Beiträge zur Musikwissenschaft (Berlin).1988, H. 3 (на нем. яз.)
  118. О гармонической классике XX века. Рец. на кн.: Tadeusz A. Zielinski. Problemy harmoniki nowoczesnej. Krakow, 1983 [Зелиньский Т. Проблемы современной гармонии] // Muzyka (Warszawa). 1988, XXXIII, № 3 (130) (на польском яз.)
  119. Велосипеды – числа – драконы: китайские впечатления // Советский музыкант. МГК. 24.05.1989
  120. Категории русского модального лада в многоголосной гармонии // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. М.: МГК, 1989, с. 411-426
  121. Мусоргский как композитор XX века [1986] // Мусоргский и музыка XX века. М.: Музыка, 1990; Музикални хоризонти (София). 1985, №№ 19-20 (сокр. вариант на болг. яз.)
  122. Николай Рославец: волнующая страница русской музыки // Рославец Н. Сочинения для фортепиано. М.: Музыка, 1989, с. 5-12
  123. Музыка — источник радости. Письмо детям от советского профессора музыки // [газ.] Женьминь жибао. Пекин. 6.10.1989, с фото (на китайском яз.)
  124. 1990-е

  125. О музыке Рославца // Рославец Н. Первая соната. Вторая соната для фортепиано. М.: Музыка, 1990, с. 3-7
  126. О системе музыкальных форм в симфониях Чайковского [1986] // Советская музыка. 1990, № 6, с. 38-45
  127. [А. Ф. Лосев как музыкальный ученый] Лосев А. Ф. Основной вопрос философии музыки // Сов. музыка. 1990, № 11, с. 64-74; 1990, № 12, с. 66-69
  128. В.М.Беляев - ученый [1986] // Виктор Михайлович Беляев. [Сб. статей]. М.: Сов. композитор, 1990, с. 386-394.
  129. Три предмета — три науки [апрель 1983] // Советская музыка. 1990, № 2, с. 85-96
  130. [О музыке Пьера Булеза]:
    • Ансамбль "Интерконтампорен". Пьер Булез. ИРКАМ.
    • Сочинения Вареза, Веберна, Шёнберга, Булеза.
    • Сочинения Айвза, Донатони, Дальбави, Куртага.
    • Сочинения Манури, Строппы, Булеза.Д.
    • Сочинения Булеза, Ксенакиса, Берио, Лигети // [Программы гастролей ансамбля "Интерконтампорен" п/у П. Булеза в Москве]. М.: Госконцерт, 1990
  131. Пьер Булез. Наши проблемы [Гастроли ансамбля "Интерконтампорен" в Москве] // Советский музыкант. МГК. 21.03.1990
  132. Формы классического типа в музыке Шостаковича [1979] // Московский музыковед. Вып. 1. М.: Музыка, 1990, с. 195-212
  133. Слово и метр в русской монодии // Отечественная культура XX века и духовная музыка. Ростов н/Д.: РГК, 1990
  134. Музика Р-Т-С. Естетически аспекти (Музыка Р-Т-С. Эстетические аспекты) [август 1987] // Музикални хоризонти (София). 1990, № 5 (на болг. яз.); Советская культура. 16.08.1988 (фрагм. под названием: Рок без общего знаменателя)
  135. Über die Kompositionsgrundsätze bei Frederic Chopin: das Rätsel des Finales der Sonate b-moll (О принципах композиции Ф. Шопена: загадка финала сонаты b-moll) [Доклад на симпозиуме "Шопен и романтизм" в Варшаве 20.10.86] // Chopin Studies-3. Warsaw, 1990 (на нем. яз.)
  136. Der Wert des Webernschen Schaffens (Ценность творчества Веберна) // Beiträge zur Musikwissenschaft (Berlin). 1990, № 1 (на нем. яз.)
  137. Das Schaffen Prokofjews (Творчество Прокофьева) // Sergej Prokofjew. 11. April 1891 - 5. März 1953. Laaber, 1990 (на нем. яз.)
  138. Die Klaviersonaten (Фортепианные сонаты [Прокофьева]) // Там же
  139. Die Lieder (Вокальное творчество [Прокофьева]) // Там же
  140. Sowjetische Musik vor der "Perestroika" und "Perestroika" in der sowjetische Musik (Советская музыка до "перестройки" и "перестройка" в советской музыке) // Sowjetische Musik im Licht der Perestroika. Laaber, 1990, S. 19-38 (на нем. яз.); Die Musik der Moderne (Geschichte der Musik, Band 3). Laaber, 2001, S. 333-346
  141. Zahl als absolutes Zeichen des musikalischen Gegenstandes (Число как абсолютный знак музыкального сознания) // Zeichen (Theorie) in der Praxis: Abstracts. Passau, 1990 (на нем. яз.)
  142. Александр Мосолов и его фортепианная музыка // Мосолов А. Избранные сочинения для фортепиано. М.: Музыка, 1991, с. 3-7
  143. А. Ф. Лосев и советская музыкальная наука // А. Ф. Лосев и культура XX века. Лосевские чтения. М., 1991
  144. Музыкально-теоретическая концепция А.Ф.Лосева. Теория музыкального времени [1987-88] // Проблемы музыкальной теории. М.: МГК, 1991, с. 3-11
  145. [Мелодия] // [Справочник по основным знаниям в музыке. Издание Союза китайских деятелей культуры. Т. 4. Пекин, 1991] (перевод на китайский язык статьи "Мелодия" из МЭ, т. 3, 1976)
  146. Америка глазами музыковеда // Московский композитор. Инф. бюллетень Правления СК Москвы. 1992, январь-февраль, с. 8
  147. Понятие лада в связи с ладовой спецификой русской монодии // Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2. М., 1992, с. 63-65
  148. Чему учат в Джульярде // Российский музыкант. МГК. 1992, №  8, с. 3
  149. У них и у нас [Окончание № 157] // Российский музыкант. МГК. 1993, № 3, с. 4
  150. Über Weberns Begriffssystem der Formenlehre (О понятийной системе Веберна в учении о музыкальной форме) // Mitteilungen der Paul Sacher Stiftung (Basel). Januar 1992, № 5, S. 27-30 (на нем. яз.)
  151. Prokofjews Schaffensmethode und zeitgenössische Probleme der Komposition (Творческий метод Прокофьева и современные проблемы композиции)// Kölner Beiträge zur Musikforschung. Band 175: Bericht über das Internationale Symposion "Sergej Prokofjew — Aspekte seines Werkes und der Biographie". Regensburg, 1992, S. 57-74
  152. Артур Лурье и его фортепианная музыка [1992] // Артур Лурье. Произведения для фортепиано. М.: Композитор, 1993
  153. Европейский музыкальный фестиваль в Штутгарте // Музыкальное обозрение. 1993, №№  19-20, с. 10
  154. К понятию "советская музыка" // Отечественная музыкальная культура XX века. К итогам и перспективам. М.: МГК, 1993, с. 203-220
  155. К проблеме музыкальной формы в древнерусской монодии // Сергиевские чтения-1. О русской музыке. Науч. труды МГК. Сб. 4. М.: МГК, 1993, с. 40-51
  156. Молодые о Новой музыке [О двух музыкальных собраниях "Juvenes de musica nova" в МГК] // Российский музыкант. МГК. 1993, № 2, с. 3
  157. Скрябин и гармония XX века [1988] // Ученые записки Гос. музея А. Н. Скрябина. Вып. 1. М., 1993
  158. О формах постижения музыкального бытия // Вопросы философии. 1993, № 4, с. 106-114
  159. Сюита в русской музыке // В буклете: Europäisches Musikfest Stuttgart. 3.-19.09.93. Stuttgart, 1993, с.65-67 (на нем. яз.)
  160. Über den Begriff "Sowjetische Musik". Vorher und heute (О понятии "советская музыка". Прежде и теперь) // Musicologica Austriaca. Wien, 1993, № 12, S. 19-32 (на нем. яз.)
  161. [К истории музыки Восточной Европы. Россия, Польша, Балтийские страны] // Leukel. "Was ist im Ost Neues?" // Stuttgarter Zeitung. 16.09.1993 (на нем. яз.)
  162. О ритмике русской монодии [1990] // Современные интерпретации проблем истории и теории русской музыки XVII – XIX веков. РАМ им. Гнесиных. Вып. 126. М., 1994, с. 4-19
  163. АСМ – раз, АСМ – два, новая АСМ // Музыкальное обозрение. 1994, ноябрь.
  164. Европейский праздник музыки, Штутгарт 1993 // Российский музыкант. МГК. 1994, № 1
  165. (A) Инициатор: о жизни и музыке Андрея Волконского [1991] // Музыка из бывшего СССР. Вып. 1. М.: Композитор, 1994, с. 5-23; (Б) Andrei Volkonsky the initiator: a profile of his life and work // Underground Music from the Former USSR. Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 1997, p. 1-20 (на англ. яз.); (В) [Обновленный и дополненный вариант] // "Ex oriente…-2": Nine composers from the former USSR. Berlin: Verlag Ernst Kuhn, 2003 (на англ. яз.)
  166. (А) В поисках утраченной сущности музыки: Филипп Гершкович // Музыка из бывшего СССР. Вып. 1. М.: Композитор, 1994, с. 24-40; (Б) Philip Gershkovich's search for the lost essence of music // Underground Music from the Former USSR. Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 1997, p. 21-35 (на англ. яз.); (В) [Обновленный и дополненный вариант] // "Ex oriente…-3": Eight composers from the Former USSR. Berlin: Verlag Ernst Kuhn, 2003 (на англ. яз.)
  167. (А) Аутсайдер советской музыки: Алемдар Караманов // Музыка из бывшего СССР. Вып. 1. М.: Композитор, 1994, с. 120-138; (Б) Alemdar Karamanov: an outsider in Soviet music // Underground Music from the Former USSR. Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 1997 p. 110-127 (на англ. яз.); (В) [Обновленный и дополненный вариант] // "Ex oriente...-2": Nine composers from the former USSR. Berlin: Verlag Ernst Kuhn, 2003 (на англ. яз.)
  168. Карлхайнц Штокхаузен наградил студенток консерватории // Музыкальное обозрение. 1994, октябрь
  169. Коллоквиум по Новой музыке [Райнсберг, Германия] // Музыкальное обозрение. 1994, ноябрь, с. 10
  170. К единому полю звука: "№ 2" Карлхайнца Штокхаузена Zur Einheit des Klangfeldes in Karlheinz Stockhausens Klavierstücken (Nr. 2) [Доклад на симпозиуме "Музыкальная культура ФРГ" в Ленинграде 24.05.90] // Musikkultur in der Bundesrepublik Deutschland. Symposion Leningrad 1990. Музыкальная культура в ФРГ. Kassel: Gustav Bosse Verlag, 1994, с. 167-183 (на рус. и нем. яз.); Музыкальное искусство XX века: Творческий процесс. М.: МГК, 1995, с. 132-140
  171. К понятию "музыкальная форма" [1990] // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994, с. 10-45
  172. Три рондо. К исторической типологии музыкальных форм // Там же, с. 113-125
  173. Музыкально-теоретическое образование: современные задачи [Доклад на науч. конф. "Музыкальное образование в контексте культуры" 17.11.92, РАМ] // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994, с. 11-24
  174. [Beethoven] 2 Klaviersonaten E-dur (zusammen mit der Bearbeitung für Streichquartett) und G-dur op. 14 (Бетховен. Две фортепианные сонаты: Е-dur (с обработкой для струнного квартета) и G-dur, ор. 14) // Beethoven. Interpretationen seiner Werke. Bde. 1-2. Bd. 1. Laaber, 1994, S. 96-110 (на нем. яз.)
  175. [Beethoven] 2 Präludien fur Klavier/Orgel op. 39 (Бетховен. Две прелюдии для ф-но (органа) ор. 39) // Там же, S. 309-310 (на нем. яз.)
  176. [Beethoven] 2 Klavierrondos C-dur und G-dur op. 51 (Бетховен. Два рондо для ф-но C-dur и G-dur op. 51) // Там же, S. 357-361 (на нем. яз.)
  177. [Beethoven] Rondo G-dur für Klavier und Violine WoO 41 (Бетховен. Рондо G-dur для ф-но и скрипки WoO 41) // Beethoven. Interpretationen seiner Werke. Bde. 1-2. Bd. 2. Laaber, 1994, S. 408-410 (на нем. яз.)
  178. [Beethoven] Präludium f-moll für Klavier WoO 55 (Бетховен. Прелюдия f-moll для ф-но WoO 55) // Там же, S. 431-432 (на нем. яз.)
  179. Über die Philosophie der Musik von Aleksej F. Lossew (О философии музыки А. Ф. Лосева) [1993] // Acta musicologica 66 (1994), p. 31-40 (на нем. языке)
  180. (А) ALF-ART. Ein Ge-Danken-Kranz [Приветствие в честь юбилея А. Шнитке] (Б) A – f – e – d – s – c – h – e. Feierliche Grusshymne der tönenden Buchstaben zu drei Sätze mit der Koda [Прил.: торжественный приветственный гимн звучащих букв в 3-х частях с кодой] // Alfred Schnittke zum 60. Geburtstag. Eine Festschrift. Laaber, 1994 (на нем. яз.)
  181. Двенадцатитоновость у конца века: музыка Эдисона Денисова // Музыка Эдисона Денисова. Науч. труды МГК. Сб. 11. М.: МГК, 1995, с. 76-94
  182. К 70-летию Пьера Булеза // Музыкальное обозрение. 1995, апрель
  183. "...и свет во тьме светит..." [О конф. "Музыка Веберна" 16.09.95] // Российский музыкант. МГК. 1995, декабрь, с. 2
  184. Александр Викторович Михайлов // Музыкальное обозрение. 1995, октябрь
  185. Пентатоника как род интервальных систем // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры. Казань, 1995, с. 5-6
  186. Романтическая гармония и путь к Новой музыке // Musica Theorica-1. Сб. статей. М.: МГК, 1995, с. 6-12 (депонированная рукопись в чит. зале МГК)
  187. Что же делать с музыкальными формами Чайковского? // П. И. Чайковский. К 100-летию со дня смерти (1893-1993). Материалы науч. конференции. М.: МГК, 1995, с. 54-63
  188. (А) Form in Shostakovich's instrumental works (Форма в инструментальном творчестве Шостаковича) // Shostakovich Studies. Cambridge Univ. Press, 1995, p. 57-75 (на англ. яз.); (Б) La forma en las obras instrumentales de Shostakovich // Quodlibet <...>. Madrid, 2002, febrero, p. 3-21 (на исп. яз.)
  189. Bemerkungen über die Metrik bei Chopin (Заметки о метрике Шопена) [Доклад на симпозиуме в Варшаве 13.09.89] // Chopin Studies-5. Warsaw, 1995, p. 245-261 (на нем. яз.)
  190. [Über "Assoziation fur zeitgenössische Musik EUROPA-EUROPA"] [Выступление на симпозиуме, посвященном созданию Ассоциации современной музыки EUROPA-EUROPA] // Branderburgisches Colloquium für Neue Musik E.V. 1995, S. 17 (на нем. яз.)
  191. Еще раз о гармонии позднего Скрябина // Musica Theorica-2. Сб. статей. М.: МГК, 1996, с. 170-175 (депонированная рукопись в чит. зале МГК)
  192. Понятие лада в связи с ладовой спецификой русской монодии [Доклад 23.04.87] // Музыкальная культура средневековья. Вып. 2. М., 1996; Школа знаменного пения. 1996, № 1, с. 3-4 [фрагм.]
  193. (А) Из анализа в классе [о Галине Уствольской] (Б) From analysis in the classroom [в статье В. Суслина "Музыка духовной независимости: Галина Уствольская"] // Музыка из бывшего СССР. Вып. 2. М.: Композитор, 1996; с. 153-156; "Ex oriente...-1": Ten composers from the former USSR. Berlin: Verlag Ernst Kuhn, 2002, p. 110-113 (обновл. перепечатка на англ. яз.)
  194. (А) Наши в Англии: Дмитрий Смирнов, Елена Фирсова (Б) Russians in England: Dmitry Smirnov, Elena Firsova // Музыка из бывшего СССР. Вып. 2. М.: Композитор, 1996, с. 255-303; "Ex oriente...-1": Ten composers from the former USSR. Berlin: Verlag Ernst Kuhn, 2002, p. 207-266 (обновл. перепечатка на англ. яз.)
  195. Об античной ритмике. Метод музыкально-фонетической транскрипции // Musica Theorica-2. Сб. статей. М.: МГК, 1996, с. 4-11 (депонированная рукопись в чит. зале МГК); Слово и музыка. Памяти А.В.Михайлова. Материалы научных конференций. Науч. труды МГК. М., 2002, с. 33-43; в сокращенном виде в сб.: Материалы международных конференций памяти А. В. Рудневой. М.: МГК, 1999, с. 16-22
  196. Русская философия музыки и труды А. Ф. Лосева // Вопросы классической филологии. Вып. XI. М.: МГУ, 1996, с. 240-248
  197. [Событие в музыкальной науке] Рец. на кн.: Р. Тарускин. Стравинский и русские традиции. Биография сочинений вплоть до "Мавры" // Музыкальное обозрение. 1996, ноябрь-декабрь, № 150, с. 25
  198. "Очень сильное сердце"— о кончине Э. В. Денисова // Российский музыкант. МГК. 1997, № 2. Соавт. В. Ценова
  199. Три формы метрического восьмитакта [1993] // Musica theorica-3. Сб. статей. М.: МГК, 1997, с. 4-6 (депонированная рукопись в чит. зале МГК)
  200. Третий диссонанс (к гармонии барокко) // Там же, с. 6-9
  201. Гармонический анализ. Методическая разработка к курсу гармонии (для теорет. и исполнит. отделений) [1990] // Проблемы преподавания гармонии в музыкальном училище. Ростов н/Д.: РГК, 1997, с.13-72 Соавт. В. Ценова
  202. Тематический план специального курса гармонии в среднем звене // Там же, с. 6-12
  203. Гармония нового мира: Стравинский, Прокофьев, Шостакович [1995] // Русская музыка и XX век. М.: ГИИ, 1997 [статья опубл. под названием: "Новая гармония: Стравинский, Прокофьев, Шостакович"]
  204. К введению курса "Теория современной композиции" (специальности: композиция, музыковедение) [июнь 1993] // Музыкальное образование в контексте культуры. М.: РАМ им. Гнесиных, 1997, с. 29-36
  205. О форме скерцо у Шуберта // Франц Шуберт. К 200-летию со дня рождения. М., 1997, с. 34-40
  206. К проблеме гармонической нотации // Ars notandi. Нотация в меняющемся мире. Науч. труды МГК. Сб. 17. М.: МГК, 1997, с. 87-96
  207. Лады Шостаковича. Теория и систематика // Шостаковичу посвящается. Сб. статей. М.: Композитор, 1997, с. 62-77; перепечатана (под названием "Лады Шостаковича. Структура и систематика") в сб.: Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 290-307
  208. О системе гармонии Стравинского // И. Ф. Стравинский. Сб. статей. М.: МГК, 1997, с. 28-46
  209. Zur Musikgeschichte Osteuropas: Russland, Polen, baltische Länder (К истории музыки Восточной Европы: Россия, Польша, Балтийские страны) // Europas Musikgeschichte: Grenzen und Öffnungen. Stuttgart: Internationale Bach Akademie, Bd. 7. Kassel u. a., 1997, S. 166-195 (на нем. яз.)
  210. Meistriskumo kursai muzikologams (Audrone Jurkenaite) // 7 meno dienos. Vilnius. 1997, No.49, с. 3 (на лит. яз.)
  211. (A) Hexaechos: the modal system of the old Russian Monody // American Musicological Annual Meeting. Abstracts. Phoenix. Oct. 30 - Nov. 2, 1997, p. 87 (на англ. яз.); (Б) Гексаих: ладовая система древнерусской монодии // Musica Theorica-4. Сб. статей. М.: МГК, 1998, с. 4-8 (депонированная рукопись в чит. зале МГК);
  212. "Знаки свыше" [о "Знаках на белом" Денисова] [июль 1997] // Курбатская С., Холопов Ю. Пьер Булез. Эдисон Денисов. Аналитические очерки. М.: ТЦ Сфера, 1998, с. 137-179
  213. К анализу Первой фортепианной сонаты П.Булеза // Курбатская С., Холопов Ю. Пьер Булез. Эдисон Денисов. Аналитические очерки. М.: ТЦ Сфера, 1998, с. 5-33; (сокр. вариант) Musica Theorica-3. Сб. статей. М.: МГК, 1997, с. 10-16 (депонированная рукопись в чит. зале МГК)
  214. (А) К истории современной отечественной музыки: денисовская волна // Musica Theorica-4. Сб. статей. М.: МГК, 1998, с. 8-10 (депонированная рукопись в чит. зале МГК); Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. М.: МГК, 1999, с. 19-21
  215. Месса // Григорианский хорал. Науч. труды МГК. Сб. 20. М.: МГК, 1998, с. 38-65; статья перепечатана в сб.: Кюрегян Т.С., Москва Ю.В., Холопов Ю.Н. Григорианский хорал. Учебное пособие. М.: Московская консерватория, 2008, с. 40-67
  216. Открытие мемориальной доски Эдисона Васильевича Денисова // Российский музыкант. МГК. 1998, № 4
  217. [От составителя] // "И свет во тьме светит". О музыке Антона Веберна. Науч. труды МГК. Сб. 21. М.: МГК, 1998, с. 3
  218. Музыка Веберна // Там же, с. 4
  219. Путь Веберна к Новой музыке // Там же, с. 11-30
  220. Вклад Веберна в музыку XX века // Там же, с. 31-44
  221. Лекции Веберна о музыкальной форме 1934-1936 [1995] // Там же, с. 153-167
  222. Александр Чиняков. 70 лет со дня рождения // [журн.] Народник. Информац. бюллетень. М., 1999, № 4, с. 25-26
  223. Андрей Волконский и старинная музыка // В программке конц. (М., 1999)
  224. В Польше "Год Шопена" // Российский музыкант. МГК. 1999, № 2, с. 3
  225. Денисов и музыкальные формы // Пространство Эдисона Денисова. Науч. труды МГК. Сб. 23. М.: МГК, 1999, с. 35-48
  226. Представления Э. В. Денисова о музыкальной форме // Там же, с. 49
  227. Почему "двойная трехчастная" — это не форма // Там же, с. 50
  228. Из новых книг <...> Мацей Голомб. "Гармония Шопена: хроматика в ее отношении к тональности" // Российский музыкант. МГК. 1999, № 3, с. 3
  229. Музыка России: между AVANT и RETRO // Музыка XX века. Московский форум. Материалы международных научных конференций. Сб. 25. М.: МГК, 1999, с. 12-32
  230. Техники композиции Николая Рославца и Николая Обухова в их отношении к развитию 12-тоновой музыки // Там же, с. 75-93
  231. Музыка философии А. Ф. Лосева и наша современность // "Образ мира — структура и целое". Лосевские чтения. М.: Логос, 1999, № 3, с. 215-225
  232. Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке // Старинная музыка. Практика. Аранжировка. Реконструкция. М.: МГК, 1999, с. 11-46; Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 1. Ростов н/Д.: РГК, 2002, с. 39-84
  233. Speculum Musicae Hodie: вектор 3000-летнего развития // Musica Theorica-5. Сб. статей. М.: МГК, 1999, с. 4-6; статья перепечатана в сб.: Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 28-33
  234. "Сказка — ложь, намек не впрок", или Римский-Корсаков как зеркало антирусской революции // А. С. Пушкин. Эпоха, культура, творчество. Традиции и современность. Ч. II. Владивосток, ДвГТУ, 1999, с. 17-20
  235. [Числа. Диалог на TV] (по материалам выступления по TV в феврале 1997) // Чередниченко Т. Россия 90-х. Актуальный лексикон истории культуры. М., 1999, с. 100-101, 108-110
  236. Эдисон Денисов и музыка конца века // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. М.: МГК, 1999, с. 4-10
  237. Эдисон Денисов. Классическое – неклассическое [1996] // Там же, с. 68-69
  238. Школа – XXI. Современная музыка в теоретических курсах вуза // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. М.: РАМ им. Гнесиных, 1999, с. 19-25
  239. Musik des 20.Jahrhunderts: ein Weg zur dritten Dimension? (Музыка 20 века: путь к третьему измерению?) // The Compositonal Principles. Theory and Practice. Vilnius, 1999, p. 12-13 (на нем. яз.)
  240. Besonderheiten der Chopins Harmonik im ästhetischen Kontext der Frühromantik (Особенности гармонии Шопена в эстетическом контексте раннего романтизма) // II Miedzynarodowy kongres chopinowski. Abstracts. Warszawa, 1999, S. 6-7 (на нем. яз.)
  241. Formy muzyczne Chopina w kontekscie estetycznych idei epoki (Музыкальные формы Шопена в контексте эстетических идей эпохи) // Dzielo Chopina jako zrodlo inspiracji wykonawczych. Warszawa, 1999, p. 310-333 (на англ. и польск. яз.)
  242. Spannung zwischen Ost und West. Das Phänomen Alfred Schnittke (Между Востоком и Западом. Феномен Альфреда Шнитке) // Musiktexte. Zeitschrift für Neue Musik. Köln. 1999 (März), H. 78, S. 8-40 (на нем. яз.)
  243. 2000-е

  244. Андрей Волконский - музыкант, открывший эпоху // [газ.] Искусство [приложение к газ. "Первое сентября"]. Москва. 2000, март, № 9
  245. В. И. Мартынов. "Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси" // Русская музыкальная газета. 2000, № 9-10, с. 16
  246. Антон Веберн // [газ.] Искусство. Москва, 2000, № 5 (май)
  247. [Ансамбль А. В. Корнеева] // Александр Корнеев. Русская дирижерская школа. Прокофьев. Габичвадзе, Купревич, Сидельников. Compact disc digital audio RCD № 16450 ADD
  248. Канун Новой музыки. О гармонии позднего Римского-Корсакова [ноябрь 1994] // Николай Андреевич Римский-Корсаков. Науч. труды МГК. Сб. 30. М.: МГК, 2000, с. 54-69
  249. Кризис музыки XX века в ритме циклов истории // Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры. М.: ГИИ, 2000, с. 275-290
  250. Лучше переспать, чем недоесть (первая заповедь студента) // Трибуна молодого журналиста [приложение к газете МГК "Российский музыкант"]. МГК, 2000, январь, № 1
  251. Микро и последствия // Музыкальное образование в контексте культуры. Науч. труды РАМ им. Гнесиных. М., 2000, с. 27-38
  252. О восприятии и понимании новой музыки XX века // [газ.] Искусство. Москва, 2000, № 39, с. 2-4; опубликована без сокращений в сб.: Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 401-413
  253. Музыка – числа – Бог // Трибуна молодого журналиста [приложение к газете МГК "Российский музыкант"]. МГК, 2000, сентябрь, № 7
  254. Музыка: числа и красота // Компьютерра: Компьютерный еженедельник. 2000, 12 дек., № 45-46, с. 38-39
  255. На рубеже веков // Новое видение культуры мира в XXI веке. Владивосток: ДвГТУ, 2000, с. 155-156
  256. О музыке XX века // Musiqi dünyası (Baku). 2000, № 3-4, с. 56-62
  257. Карлхайнц Штокхаузен и Новая музыка XX века // Там же, с. 63-67
  258. От Веберна к Авангарду. Комментарий к статье К. Штокхаузена "Концерт Веберна для 9 инструментов" ор. 24. Анализ I части [с переводом на рус. яз.] // Там же, с. 67-68 [статья], с. 69-73 [перевод]
  259. Собрание Андрея Михайловича Волконского (Экс-ан-Прованс, Франция) // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Науч. труды МГК. Сб. 31. М.: МГК, 2000, с. 57-63
  260. Поздравление "Музыкальному обозрению" // Музыкальное обозрение. 2000, май, с. 10
  261. Структурные уровни гармонии // Musica Theorica-6. Сб. статей. М.: МГК, 2000, с. 4-13; перепечатки: Musiqi dünyasi (Baku). 2002, № 1-2, с. 104-109; Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 1. Ростов н/Д.: РГК, 2002, с. 7-21
  262. Nikolaj Rosslawetz. Erste Sonate für Violine und Klavier (Н. Рославец. Первая соната для скрипки и фортепиано) // [Буклет к концерту]. Wien, 2000, März (на нем. яз.)
  263. Восток – Запад в русской культуре // Musiqi dünyasi (Baku). 2001, № 1-2, с. 61-65
  264. [Диктанты и задачи по гармонии] (для историко-теоретического факультета и оперно-симфонического отделения оркестрового факультета) // Образцы приемных требований на письменных экзаменах по сольфеджио и гармонии в МГК. М.: МГК, 2001, с. 4-8 (без указания автора)
  265. Новая музыка в хоре // Борис Тевлин. Хоровые пути: Статьи. Воспоминания. Материалы. М.: Музыка, 2001, с. 347-356
  266. Музыкальная наука. Теория музыки // История современной отечественной музыки. Вып. 3. 1960-1990. М.: Музыка, 2001, с. 551-616
  267. [C Новым Годом!] [Шутка. - от слов "Случилось так"] // Российский музыкант. МГК, 2001, № 1, с. 1
  268. Художественное пространство Пьера Булеза // [газ.] Искусство. Москва. 2001, № 5
  269. Философия А. Ф. Лосева и перелом в музыке XX века // Культура в эпоху цивилизованного слома. Материалы конференции 12-14 марта 2001 в МГУ. М., 2001, с. 574-583
  270. Sonorik bei Karlheinz Stockhausen: ein musikhistorischer Aspekt (Сонорика у К.Штокхаузена. Музыкально-исторический аспект) [1997-98] // Musikos komponavimo principai. Teorija ir praktika. Vilnius, 2001, c. 85-97 (на нем. яз.)
  271. Фольклор. Новые исторические песни [Шутка под псевдонимом "Сек. сотрудник Ю. В. Плох"] // Российский музыкант. МГК, 2001, № 8 (дек.), с. 4
  272. Эмансипация диссонанса и новая модальность XX века // Musica Theorica-7. Сб. статей. М.: МГК, 2001, с. 4-9; статья перепечатана в сб.: Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 105-113
  273. Modalität in Streichquartetten von Dmitri Schostakowitsch (Модальность в струнных квартетах Д. Шостаковича) // Schostakowitsch-Studien, Bd. 5. Schostakowitschs Streichquartette — Ein internationales Symposium (Studia slavica musicologica, Bd. 22). Berlin: Verlag Ernst Kuhn, 2002, S. 121-161 (на нем. яз.)
  274. Philosophie der Musik von Aleksej F. Lossev und Strukturanalyse des Musik-Phänomens (Философия музыки А. Ф. Лосева и структурный анализ феномена музыки) // 5-th European Music Analysis conference. University of Bristol, UK, 4-7 April 2002. Conference Programme and Abstracts, p. 24-25
  275. Категории тональности и лада в музыке Палестрины // Русская книга о Палестрине. Науч. труды МГК. Сб. 32. М.: МГК, 2002, с. 54-70
  276. XVI — XX: Палестрина и... Денисов [1994] // Там же
  277. (соавтор - Р.Л.Поспелова) Теория музыки времен Палестрины: о трактате Дж. Царлино "Установления гармонии" [2001] // Там же
  278. "Tonal oder atonal?" — о гармонии и формообразовании у Шёнберга // Арнольд Шёнберг: Вчера, сегодня, завтра. Науч. труды МГК. Сб. 38. М.: МГК, 2002, с. 17-42
  279. Музыкальный анализ сегодня [о 5-ом конгрессе по музыкальному анализу в Бристоле] // Российский музыкант. МГК. 2002, № 4
  280. Ступени и функции, или как правильно определять гармонию // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 1. Ростов н/Д.: РГК, 2002, с. 106-121
  281. Циклы музыкальной истории // Циклы в истории, культуре, искусстве. М.: ГИИ, 2002
  282. Дифирамб Сергею Михайловичу Слонимскому // Вольные мысли. К юбилею С.Слонимского. СПб., 2003
  283. Новые формы новейшей музыки // Оркестр. Сб. статей и материалов в честь И.А.Барсовой. Науч. труды МГК. М.: МГК, 2002
  284. "Ode to Napoleon Buonaparte": serial? – or modal? – or tropal? – or newtonal? // Arnold Schoenberg in America. Bericht zum Symposium — Report of the Symposium, 2.-4. Mai 2001. Wien, 2002 (Journal of the Arnold Schoenberg Center 4/2002), S. 69-92 (на нем. яз.)
  285. Новый музыкальный инструмент: рояль // М. Е. Тараканов: Человек и фоносфера. М.: ГИИ, 2002 [в печати]
  286. Лосев в Московской консерватории: К истории ареста… // Musiqi Dünyasi (Baku). 2002. № 3–4. С. 12–20.
  287. Об античной ритмике. Метод музыкально-фонетической транскрипции // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова. Науч. труды МГК. Сб. 36. М., 2002. С. 33–43.
  288. Новые формы Новейшей музыки // Теоретическое музыкознание на рубеже веков. Минск: Белорусская Академия музыки, 2002. С. 250–264.
  289. Мусоргский как мастер музыкальной формы («Картинки с выставки») // Музыкальная культура: век XIX – век XX. Вып. 2. М.: Тровант, 2002. С. 25–54.
  290. К каким только достижениям не приводит мелкое хулиганство: Интервью с О. Филипповой // Культура. 2002. 10–16 октября. № 41. С. 9.
  291. Юрий Николаевич Холопов на 70 години: Интервью с А. Найденовой // Музика viva. 2003. № 3. С. 8–9; 2003. № 4. С. 10–11 (на болг. яз.).
  292. Новый музыкальный инструмент: рояль // М. Е. Тараканов: Человек и фоносфера. Науч. труды ГИИ. М.; СПб.: Алетейя, 2003. С. 252–271.
  293. Andrei Volkonsky the initiator: a profile of his life and work [Инициатор: о жизни и музыке Андрея Волконского] // «Ex oriente…-2»: Nine composers from the former USSR. Berlin: Verlag Ernst Kuhn, 2003. P. 1–27 (на англ. яз.).
  294. Alemdar Karamanov: an outsider in Soviet music [Аутсайдер советской музыки: Алемдар Караманов] // «Ex oriente…-2»: Nine composers from the former USSR. Berlin: Verlag Ernst Kuhn, 2003. P. 59–82 (на англ. яз.).
  295. Philip Gershkovich’s search for the lost essence of music [В поисках утраченной сущности музыки: Филип Гершкович] // «Ex oriente…-3»: Eight composers from the former USSR. Berlin: Verlag Ernst Kuhn, 2003. P. 1–22 (на англ. яз.).
  296. Дифирамб Сергею Михайловичу Слонимскому // Вольные мысли. К юбилею Сергея Слонимского. СПб.: Композитор, 2003. С. 93–95.
  297. Три вокальных цикла Андрея Волконского: Аннотация к компакт-диску. Solyd Records, 2003 (на рус. и англ. яз.).
  298. «Камо грядеши». Размышления о судьбах русской культуры // Musica Theorica-8. Сб. статей. М.: МГК, 2003. С. 4–8 (на правах рукописи).
  299. Новые парадигмы музыкальной эстетики ХХ века // Musica Theorica-9. Сб. статей. М.: МГК, 2003. С. 6–21 (на правах рукописи); Российская музыкальная газета. 2003. № 7–8. С. 12–13; Musiqi Dünyasi (Baku). 2003. № 3–4. С. 34–43.
  300. Структура баховской фуги в контексте исторической эволюции гармонии и тематизма // Музыкальное искусство барокко: Стили, жанры, традиции исполнения. Науч. труды МГК. Cб.37. М., 2003. С. 4–31.
  301. Ступени и функции, или как правильно определять гармонию // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. М.: РАМ им. Гнесиных, 2003. С. 40–56.
  302. О сущности музыки // SATOR TENET OPERA ROTAS. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (к 70-летию со дня рождения). М.: МГК, 2003. С. 6–17.
  303. Предъем к музыкальной науке – XXI // Новое видение культуры мира в XXI веке. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2003. С. 126–128.
  304. Вклад Кейджа в музыкальное мышление ХХ века // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения. Науч. труды МГК. Сб.46. М., 2004. С. 79–90.
  305. Обиходные лады и многоголосие // Христианская культура: прошлое и настоящее. Сост. Н.С. Гуляницкая. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. С. 39-54
  306. Проблемы греческой гармоники (Лекция по музыкально-теоретическим системам) // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 2. Ростов-на-Дону: РГК, 2005. С. 9-37.
  307. Философия гармонии Боэция (в соавт. с Р. Поспеловой) // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 2. Ростов-на-Дону: РГК, 2005. С. 38-66.
  308. К проблеме лада в русском теоретическом музыкознании // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 2. Ростов-на-Дону: РГК, 2005. С. 135-157; статья перепечатана в сб.: Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 79-100
  309. Справочник по гармонии для поступающих на историко-теоретический факультет Московской консерватории (в соавт. с А. Клишиным) // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 2. Ростов-на-Дону: РГК, 2005. С. 278-293.
  310. Аристоксен. Элементы гармоники (фрагмент) / Перевод и примечания Ю. Холопова // От Гвидо до Кейджа: Полифонические чтения. М., 2006.
  311. Стравинский и пути новаторства в музыке ХХ века // Стравинский в контексте времени и места. Науч. труды МГК. Сб. 57. М., 2006. С. 7–14.
  312. Scriabin and the Harmony of the 20th Century / Introduction, Translation and Commentary by Philip Ewell // Journal of the Scriabin Society of America. Vol. 11, No. 1, Winter 2006-2007. P. 12-27.
  313. История гармонии в восьми томах. Проспект [1984] // Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 34-36
  314. Развитие музыкознания к 2000 году [1993] // Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 37-38
  315. Historia facit saltus [1990] // Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 48-56
  316. Памятники музыкальной науки (Documenta musicologica). Проспект [начало 1980-х гг.] // Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 57-59
  317. Ладопеременность как свойство модальных ладов [1986] // Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 101-104
  318. Симметричные лады в русской музыке [1973] // Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 114-145
  319. Старое слово — новая мысль [1988] // Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 158-163
  320. Музыкальное мышление Прокофьева в контексте новой музыки XX века [1987] // Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 253-265
  321. Метод творческого мышления Прокофьева и современные проблемы композиции [1991] // Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 266-179
  322. О преподавании современной гармонии // Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 308-316 (ранее публиковалась в сокращении, под назв. "Учить современной гармонии")
  323. К теории хода [1993] // Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 325-330
  324. Значение гармонии для формообразования (малые формы) [1978] // Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 331-344
  325. К вопросу о слуховом восприятии и принципах эстетической оценки додекафонной музыки [начало 1970-х гг.; не закончена] // Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 365-371
  326. Заметки о советской музыке [1960-е гг.] // Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 380-387
  327. Современная музыка [1960-е гг.] // Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 388-390
  328. Восприятие языка современной музыки [1964] // Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008, с. 391-400
  329. 2010-е

  330. Ритмические формы у Мессиана (по материалам лекций) // Век Мессиана. Сб. статей. Редакторы-составители: К. В. Зенкин и Т. С. Кюрегян. М.: Московская консерватория, 2011, с. 97-134
  331. Музыкальные формы классической традиции. Статьи, материалы // Редактор-составитель Т. С. Кюрегян. М.: Московская консерватория, 2012:
  332. Музыка и школа на пороге нового века (1999) // Научный вестник Московской консерватории, 2012, № 1
  333. Как начинать гармонический анализ? // Научный вестник Московской консерватории, 2012, № 2
  334. Зачем Прокофьев написал "Классическую симфонию"? // Научный вестник Московской консерватории, 2012, № 3
  335. О принципах композиции старинной музыки. Статьи, материалы // Редактор-составитель Т. С. Кюрегян. М.: Московская консерватория, 2015
  336. Россия и Америка. К теории И. М. Шиллингера [2002] // Две жизни Иосифа Шиллингера. М.: Издательство МГК, 2015
  337. 2020-е

  338. О русской и зарубежной музыке. Статьи, материалы // Редактор-составитель Т. С. Кюрегян. М.: Московская консерватория, 2022

Cтатьи для справочных и энциклопедических изданий

(80 статей) // Музыкальная энциклопедия, тт.1-6. М.: Сов. энциклопедия, 1973-1982.
(31 статья) // Большая советская энциклопедия, тт.4, 6, 8, 11-13, 15-21, 23, 24, 30. М.: Сов. энциклопедия, 1971-1978)
(7 статей) // Kammermusik A-G (Konzertbuch). Leipzig, 1988 [Путеводитель по камерной музыке] (на нем. яз.)
(4 статьи) // Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. М.: Музыка, 1990
(184 статьи) // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990
(59 статей) // Музыкальный словарь. Русско-белорусский. Минск, 1999
(3 статьи) // Музыканты мира. М.: Науч. изд-во "Большая Российская энциклопедия", 2001
(статьи) // Большая российская энциклопедия. М.: Науч. изд-во "Большая Российская энциклопедия", 35 томов, 2004-2017

Наверх