Вернуться к оглавлению
Гармония. Теоретический курс. Errata

Редкая книга не содержит опечаток. Тем более это относится к такой чрезвычайно информативной и сложнейшей в техническом (полиграфическом) отношении книге как учебник теоретической гармонии Холопова. Со времени первого издания учебника (1988) прошло более 30 лет. Всё это время текст учебника не редактировался. Во втором издании книги (СПб., 2003), к сожалению, добросовестно перепечатаны все опечатки первого издания. До тех пор пока не будет опубликована новая (исправленная и дополненная) редакция учебника, студент и исследователь гармонии может пользоваться нижеследующей таблицей. Обращаюсь с просьбой ко всем читателям книги сообщать мне о замеченных в ней опечатках и (фактологических) ошибках. Почти все замеченные опечатки исправлены в третьем издании книги (СПб., 2022).

Примечание 1. Номера страниц в таблице указаны по первому изданию. В квадратных скобках указаны номера страниц по второму изданию.

Примечание 2. Орфография прилагательного "грегорианский" (хорал, напев) не опечатка, а специфическая особенность холоповской орфографии. По-русски знаменитый римский папа пишется Григорий Великий (а не "Грегорий"), отсюда григорианский календарь, григорианский хорал и т.д.

Примечание 3. Орфография существительного "реторика" (и производных от него прилагательных) не опечатка, а специальная особенность холоповского смыслоразличения: «Ввиду наличия двух различных понятий, можно термином "реторика" обозначать искусство речи, а "риторика" - выспреннюю, пустую речь» (с. 108). Русская нормативная орфография не предполагает такого различения.

страница
напечатано
следует читать
14 [17] (в таблице) 3:2 кварта 3:2 квинта
14 [17] (в таблице) 4:3 квинта 4:3 кварта
75 [81] (текст в нижнем нотном примере) Rex coeli domini maris un di soni Rex caeli Domine maris undisoni
-- [155] сонаты для фортепиано, op. 14 № 1 соната для фортепиано, op. 14 № 1
164 [179] [звукоряды гармонического минора и мажора - в разделе "Миксодиатонические лады"] [звукоряды гармонического минора и мажора перенести в раздел "Гемиольные лады" на предыдущей стр.]
212 [229] [заголовок над 3-м нотоносцем:] Лад 3.2.1 [заголовок над 3-м нотоносцем:] Лад 1.3.2
311 [334] Хроматизация диатонических последствий Хроматизация диатонических последовательностей
314 [337] связь между интервалами полутон и квинта связь между интервалами полутона и квинты
361 [387] прелюдии D-dur прелюдии d-moll
404 [431], сноска 12 в примере 278Г в примере 273Г
404 [431], сноска 12 фортепианного трио Шостаковича фортепианного трио № 2 Шостаковича
420 [447] см. Приложение IV см. Приложение I.4.1
503 [533] малая медианта (Es-dur и C-dur) малая медианта (Es-dur в C-dur)
507 [537] [пропущено описание натуральной большой сексты] [между строками "c-(as)" и c-(b) вписать строку]: c-a (со знаком долготы над буквой "a") | натуральная большая секста | 5:3
507 [537] 7-й тон натурального звукоряда, "i" 7-й тон натурального звукоряда (в нотации И.Ф.Кирнбергера обозначался латинской буквой i)